МАУК Усольская городская библиотека

150 лет со дня рождения венгерского

 композитора Ф. Легара (1870-1948)

C:\Users\Юля\Desktop\эйдельман.jpeg

 

Франц Легар, сын военного капельмейстера родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне. (ныне Словакия).

В городе жили люди разных национальностей. Таким же интернациональным был и музыкальный быт города. Музыкальные впечатления Франца расширялись благодаря тому, что он сопровождал отца в гастрольных поездках.

Он жадно впитывал музыкальные интонации многочисленных народов, населявших Австро-Венгрию, и в будущем это определило богатство его музыкального языка. Франц был одаренным ребенком – в пять лет он знал ноты и хорошо играл на фортепиано.

В 1882 году Легар успешно выдержал экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником директора Беневитца по классу скрипки. На старших курсах консерватории директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком, шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор сблизились.  Легар показал Дворжаку свои композиции. Это были две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно и произнес: «Повесь скрипку на гвоздь и будь композитором!» Легар решил бросить консерваторию и брать уроки композиции.

В это же время Легар поступил в музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером. Но интенсивная работа не позволяла сочинять. Большая нагрузка не окупалась маленьким жалованьем, и он устраивается помощником дирижера в оркестре, который возглавлял его отец. В двадцатилетнем возрасте Легар отправился в Лошонц, где стал военным капельмейстером. В те же годы он создает свои первые произведения – вальсы, марши, песни.

Первым сценическим сочинением Легара стала опера «Кукушка», повествующая о судьбе русского политического ссыльного и его возлюбленной. Грандиозного успеха не было, но дебют композитора был замечен. Легар начал больше писать музыку для театра.

В 1899 г. Легар переехал в Вену в качестве капельмейстера

26-го пехотного полка. Когда его полк должны были перевести из Вены, он объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает военную службу. В 1902 г. он обращается к жанру оперетты - его первыми опытами стали «Решетник» и «Венские женщины». Критики клеймили их как «чуждый и неприятный элемент», но публика оценила их красочность по достоинству. Следующие две его оперетты особого успеха не имели.

В 1905 г свет увидел «Веселую вдову». «Веселая вдова» покорила мир. Она принесла ему мировую славу, её ставят по всему миру. С „Веселой вдовой “, Легар нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях.

Благодаря своей свежести и великолепию оркестровой партитуры "Веселая вдова" открыла новую эпоху в истории венской оперетты. В таком же духе выдержан–«Граф Люксембург», написанный в 1909 г.  Дальше следовали новые громкие успехи - оперетты «Княжеское дитя» и «Цыганская любовь». За три десятилетия Легар сочинил 19 оперетт.

 Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. C:\Users\Юля\Desktop\эйдельман.jpeg

В результате появились оперетты, “Паганини”, “Царевич”, “Фридерика”, “Страна улыбок”,” Как прекрасен мир!”  "Джудитта". После «Джудитты» Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство.

 Во время фашистской оккупации Австрии Легар остался в Вене, не смотря на то, что его оперетты не соответствовали нацистским стандартам. Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софию - удалось это лишь благодаря огромной популярности его музыки. Но его друзья были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал - некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку.

По окончании войны Легар уехал в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако годы нацистского кошмара не прошли бесследно для Софии - в 1947 году она умерла. Легар тяжело переживал смерть любимой женщины. Он вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год.

Свой дом в Бад Ишле он завещал городу- там сейчас музей Франца Легара.  В честь Легара названы улица в Комарно и театр в Бад Ишле. Его оперетты стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. https://zen.yandex.ru/media/operabalet64/franc-legar-i-ego-blagorodnye-operetty-148-let-so-dnia-rojdeniia-kompozitora-5ae7041758166913139d803d

Яндекс.Метрика